Разместить рекламу  

Требования к подготовке бизнес-плана.

Требования определены стандартами UNIDO(United Nations Industrial Development Organization) и стали общепринятыми как для инвесторов, так и для целей внутрифирменного планирования.
В соответствии с ними структура бизнес-плана для относительно небольших проектов должна включать в себя следующие разделы: 

  1. Резюме 
  2. Описание предприятия и отрасли 
  3. Описание продукции (услуг) 
  4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг) 
  5. Производственный план 
  6. Организационный план 
  7. Финансовый план 
  8. Направленность и эффективность проекта 
  9. Риски и гарантии 
  10. Приложения 

1. Резюме Резюме - это самостоятельный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме должно представлять краткую и ясную информацию о проекте отвечать на основные вопросы кредитора или инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта.

2. Описание предприятия и отрасли 

  • Общие сведения о предприятии 
  • Финансово-экономические показатели предприятия 
  • Структура управления и кадровый состав 
  • Основные направления деятельности, продукция, достижения и перспективы 
  • Перспективы отрасли
  • Партнерские связи и социальная значимость проекта 

3. Описание продукции (услуг) 

  • Наименование продукции (услуги) 
  • Назначение и область применения 
  • Краткое описание и основные характеристики 
  • Конкурентоспособность продукции (услуги)
  • Патентоспособность, авторские права на интеллектуальную собственность 
  • Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции 
  • Степень готовности к выпуску и реализации продукции 
  • Наличие сертификата качества на продукцию, лицензий 
  • Безопасность и экологичность 
  • Условия поставки, упаковка, транспорт 
  • Гарантии и сервис 
  • Эксплуатация 
  • Возможности утилизации после окончания эксплуатации 

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

  • Описание требований потребителей к продукции (услуге) и возможностей предприятия удовлетворить эти требования 
  • Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон.
  • Анализ возможностей предприятия 
  • Описание рынка сбыта продукции (услуги) 
  • Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. 
  • Стратегия привлечения потребителей и реклама 
5. Производственный план. 
В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство. 
Примерная структура раздела: 
Общие сведения о предприятии 
  • Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта 
  • Используемая технология и уровень квалификации исполнителей 
  • Потребность в площадях 
  • Кадровое обеспечение 
  • Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих 
  • Объем производства 
    Расходы на персонал: 
  • затраты на персонал управления 
  • затраты на производственный персонал затраты на прочих сотрудников 
  • Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия 
  • Расчеты выполняются по каждому виду продукции или услуги. 
    Смета текущих затрат 
    В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство (издержки производства) подразделяются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства). 
    Расчет переменных издержек 
    К переменным издержкам относятся: 
  • Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия 
  • Затраты на производственный персонал 
  • Затраты на топливо, электроэнергию 

    Расчет постоянных издержек 
    К постоянным издержкам относятся: 
  • Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия) 
  • Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт) 
  • Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.) 
6. Организационный план.
В данном разделе должна быть информация о команде управления проектом и ведущих специалистах, правовом обеспечении, имеющейся поддержке и льготах, организационной структуре и графике реализации проекта.
7. Финансовый план.
Необходимо показать основные пункты из финансовых данных. Здесь приводятся нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, таблица расходов и доходов, поток реальных денег, прогнозный баланс. 
Примерная структура раздела: 
  • Затраты подготовительного периода 
  • Затраты текущего (основного) периода 
  • Расчет поступлений от проекта 
  • Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга) 
  • Расчет налоговых платежей 
  • Другие поступления и выплаты 
  • Отчет о прибылях и убытках 
  • Поток реальных денег 
  • Прогнозный баланс 

8. Направленность и эффективность проекта

В разделе отражается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.

9. Риски и гарантии 
Описываются предпринимательские риски, возможные форс-мажорные и неблагоприятные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам. 

10. Приложения Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и содержат дополнительную информацию. Как правило, в приложения включены материалы:

  • подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, лицензии и сертификаты, и свидетельства, копии материалов прессы , отзывы заказчиков и партнеров и т.п.;
  • характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения); 
  • подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции); 
  • показывающие возможности производства 
  • раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.); 
  • обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.); 
  • подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа; 
  • подтверждающие направленность, значимость и эффективность проекта. 

    Внимание!
    1. Как правило, для относительно небольших проектов, в особенности стартовых проектов («с нуля»), любой предприниматель при участии опытного бухгалтера способен подготовить бизнес-план самостоятельно. Кроме целей экономии, самостоятельный процесс подготовки бизнес-плана позволяет предпринимателю еще раз «шаг за шагом» проанализировать жизнеспособность и эффективность своего проекта. Поэтому мы рекомендуем предпринимателям готовить бизнес-план самостоятельно.
    2. В случаях необходимости подготовить бизнес-план, для сложного многоуровнего проекта, связанного с созданием крупного хозяйственного объекта, с расширением или диверсификацией действующего крупного бизнеса Вам, безусловно, следует обратиться к профессиональным консультантам в области бизнес-планирования. При этом Вы должны хорошо знать, какие данные Вам необходимо подготовить консультантам для успешной работы над Вашим проектом.